Конспект для урока информатики "Компьютерные вирусы. Антивирусные программы"

Конспект урока информатики по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Автор : Федоровская Регина Александровна, преподаватель информатики колледжа Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Пикалево, Ленинградской области.
Описание материала: Данная разработка будет полезна учителям информатики 10 – 11 классов при проведении обобщающих уроков по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Урок предполагает работу индивидуально и в группах, способствует развитию коммуникативных навыков, формированию ответственности каждого учащегося за всю группу в целом.
Цели урока:
- обобщить знания по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»;
- формировать навыки работы с антивирусной программой McAfee;
- развивать интерес к предмету, навыки самостоятельной работы с информацией;
- развивать информационную культуру и компьютерную грамотность;
- воспитывать ответственность, бережное отношение к компьютерной технике и программному обеспечению.
Оборудование: графический планшет, персональные компьютеры, проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение: флипчарт по теме, программа тестирования с тестом по теме, презентация с сообщениями, антивирусная программа, операционная система.
Раздаточный материал: карточки с кроссвордом.
Ход урока:
1. Организационный момент. Здравствуйте, присаживайтесь!
Тема урока: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».
Цель урока: обобщить знания по изученной теме.
2. Проверка Д/з. Начнём урок с проверки домашнего задания. Напоминаю, что класс был предварительно поделен на 4 группы, каждая из групп должна была подготовить сообщение на тему: «Антивирусная программа…». Прошу выступающих первой группы выйти к доске.
Выступление 1 группы. Тема: «Антивирусная программа «Антивирус Касперского» (см. слайды презентации)

Выступление 2 группы. Тема: «Антивирусная программа «Доктор Web» (см. слайды презентации)
Какие вопросы имеются у других групп?
Выступление 3 группы. Тема: «Антивирусная программа «Norton Antivirus» (см. слайды презентации)
Какие вопросы имеются у других групп?
Выступление 4 группы. Тема: «Антивирусная программа «McAfee» (см. слайды презентации)
Какие вопросы имеются у других групп? Спасибо всем группам за сообщения.
3. Кроссворд - опрос. Сейчас вам предстоит разгадать кроссворд по теме и найти ключевое слово (см. кроссворд.jpg).
Проверка: см. кроссворд_проверка.jpg
Ключевое слово: ЗАПУСК.
4. Практическое задание.
Запуск антивирусной программы. Прежде, чем запустить антивирусную программу на выполнение, мы должны решить, какой именно диск хотим проверить.
Сегодня мы отработаем навыки работы с антивирусной программой McAfee и проверим на наличие вирусов гибкие диски, локальные диски. Каким образом мы можем это сделать? (открыть папку мой компьютер, выбрать диск, правой кнопкой мыши щёлкнуть по диску и выбрать команду «Scan for viruses»). Перед вами появится консоль антивирусной программы McAfee. В правой части консоли имеются три кнопки «Начать проверку», «Приостановить проверку», «Остановить проверку». В нижнем окне консоли отображается наличие зараженных файлов. Если диск или дискета имеют зараженные файлы, то мы можем их удалить. Как это сделать? (выделить файл, нажать правую кнопку мыши, выбрать команду «Delete File»)
Вспомним правила работы на компьютере (сидеть прямо, на расстоянии 50 см от экрана монитора, руки должны быть сухими и чистыми, нельзя трогать руками и ногами соединительные провода и розетки, не трогать экран монитора).
5. Тестирование.
Сейчас вам предстоит пройти проверочный тест по изученной теме. Для этого двойным щелчком мыши откройте на рабочем столе ярлык «Info Test». Введите в верхнее поле открывшегося окна Фамилию, Имя, Отчество. В поле группа – номер группы. Выберите щелчком мыши тест «Антивирусные программы». Нажмите кнопку «Начать тест». Из предложенных вариантов ответов на вопрос выберите только один, нажмите кнопку «Я думаю, что этот ответ является верным» и подтвердите свой выбор.
Вопросы теста и правильный вариант ответа:
1. Что такое компьютерный вирус?
1) Прикладная программа
2) Системная программа
3) Вредоносная программа
2. К основным типам компьютерных вирусов относят:
1) Аппаратные, программные, загрузочные
2) Файловые, загрузочные, макровирус, сетевые
3) Файловые, программные, макровирус
3. Какие основные средства защиты от компьютерных вирусов существуют?

2) Аппаратные средства
3) Программные средства
4. Какие вспомогательные средства защиты от компьютерных вирусов существуют?
1) Резервное копирование наиболее ценных данных
2) Аппаратные средства
3) Антивирусные программы
5. Какие программы относят к антивирусным?
1) AVP, DrWeb, Norton AntiVirus
2) Ms-Dos, MS Word, AVP
3) MS Word, MS Excel, Norton Commander
6. Антивирусная программа DrWeb относится к типу программ:
1) Полифаг
2) Ревизор
3) Блокировщик
7. На чем основано действие антивирусной программы?
1) На ожидании начала антивирусной атаки
2) На сравнении программных кодов с известными вирусами
3) На удалении зараженных файлов
8. Антивирусная программа ADinf относится к. . .
1) Докторам
2) Детекторам
3) Ревизорам
9. Программы, перехватывающие «вирусоопасные» ситуации и сообщающие об этом пользователю – это.
1) программы - вакцины
2) программы - сторожа
3) программы - ревизоры
10. По предложенному описанию определите тип вируса: «Заражают файлы документов Word и Excel. Являются встраиваемыми в документ макрокомандами»
1) Файловый
2) Макровирус
3) Сетевой
Озвучу ваши оценки по тесту.

6. Итоги урока.
1. Скажите, пожалуйста, считаете ли вы полученные знания и умения важными и нужными для работы?
2. Какими из них вы будете пользоваться в своей практической деятельности?
3. Что вы знаете о правовых нарушениях в информационной сфере?
4. Какие существуют законы в сфере защиты информации?

Тема урока: Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.

Цели урока:

а) образовательная:

    изучение новой темы

    введение понятий «Компьютерный вирус», «Антивирусная программа».

б) развивающая:

    развитие познавательных интересов о компьютере

    популяризация работы с компьютером

в) воспитательная:

- формирование правового мировоззрения

Оборудование:

а) аппаратное обеспечение : лекция, компьютеры, видеопроектор

б) программное обеспечение : компьютерные антивирусные программы «Антивирус Касперского», DrWeb , компьютерный вирус – троян «Lamer ’s death »

Тип урока: изучение новой темы

Термины : Компьютерные вирусы, антивирусные программы,

План урока:

    Организационная часть

    Объяснение нового материала

    1. Определение компьютерного вируса

      Назначение компьютерного вируса

      Типы вирусов (программные, загрузочные, макровирусы)

      Пути заражения

      Антивирусные программы

      Методы защиты от компьютерных вирусов

      Правовой аспект темы урока.

    Практическая работа

    Проверка антивирусной программой папки «Школа»

    «Заражение» вирусом, путем копирования инфицированной программы «Это интересно» и ее запуска.

    Проверка антивирусной программой

    Удаление вируса

4. Поведение итогов.

Ход урока:

1. Организационная часть

Так называемые компьютерные вирусы, разумеется, не являются реально существующими микроорганизмами, поражающие компьютеры извне, программами – вредителями, самопроизвольно зарождающимися в недрах наших компьютерах.

Объяснение будет дано на примере клерка, работающего исключительно с бумагами. Идея такого объяснения принадлежит Д.Н.Лозинскому, одному из известнейших «докторов».

Представим себе аккуратного клерка, который приходит на работу к себе в контору и каждый день обнаруживает у себя на столе стопку листов бумаги со списком заданий, которые он должен выполнить за рабочий день. Клерк берет верхний лист, читает указания начальства, пунктуально их выполняет, выбрасывает «отработанный» лист в мусорное ведро и переходит к следующему листу. Предположим, что некий злоумышленник тайком прокрадывается в контору и подкладывает в стопку бумаг лист, на котором написано следующее:

«Переписать этот лист два раза и положить копии в стопку заданий соседей»

Что сделает клерк? Дважды перепишет лист, положит его соседям на стол, уничтожит оригинал и перейдет к выполнению второго листа из стопки, т.е. продолжит выполнять свою настоящую работу. Что сделают соседи, являясь такими же аккуратными клерками, обнаружив новое задание? То же, что и первый: перепишут его по два раза и раздадут другим клеркам. Итого, в конторе бродят уже четыре копии первоначального документа, которые и дальше будут копироваться, и раздаваться на другие столы.

Примерно так же работает и компьютерный вирус, только стопками бумаг-указаний являются программы, а клерком - компьютер. Так же как и клерк, компьютер аккуратно выполняет все команды программы (листы заданий), начиная с первой. Если же первая команда звучит как «скопируй меня в две другие программы», то компьютер так и сделает, - и команда-вирус попадает в две другие программы. Когда компьютер перейдет к выполнению других »зараженных» программ, вирус тем же способом будет расходиться все дальше и дальше по всему компьютеру.

В приведенном выше примере про клерка и его контору лист-вирус не проверяет, заражена очередная папка заданий или нет. В этом случае к концу рабочего дня контора будет завалена такими копиями, а клерки только и будут что переписывать один и тот же текст и раздавать его соседям - ведь первый клерк сделает две копии, очередные жертвы вируса - уже четыре, затем 8, 16, 32, 64 и т.д., т.е. количество копий каждый раз будет увеличиваться в два раза.

Если клерк на переписывание одного листа тратит 30 секунд и еще 30 секунд на раздачу копий, то через час по конторе будет «бродить» более триллиона копий вируса! Скорее всего, конечно же, не хватит бумаги, и распространение вируса будет остановлено по столь банальной причине.

Как это ни смешно (хотя участникам этого инцидента было совсем не смешно), именно такой случай произошел в 1988 году в Америке - несколько глобальных сетей передачи информации оказались переполненными копиями сетевого вируса (вирус Морриса), который рассылал себя от компьютера к компьютеру.

2.1. Определение компьютерного вируса.

Компьютерный вирус – это специально созданный программный код, встроенный в другую программу или документ, или определенные области памяти и предназначенный для выполнения несанкционированных действий.

2.2. Назначение компьютерного вируса.

Как правило, вирусы производят нежелательное действие на компьютерах, на которые они попадают. Например, AntiMIT ежегодно, а именно 1 декабря, разрушает всю информацию, знаменитый One Half незаметно шифрует данные на жестком диске, Tea Time мешает вводить информацию с клавиатуры в промежутке времени между 15:10 и 15:13. Самые разрушительные вирусы могут инициировать форматирование жесткого диска. Поскольку форматирование диска – достаточно продолжительный процесс, который не должен пройти незамеченным со стороны пользователя, во многих случаях вирусы уничтожают данные в системным областях. В этом случае данные на жестком диске остаются нетронутыми, но воспользоваться ими нельзя, поскольку неизвестно, какие сектора диска каким файлам принадлежат.

2.3.- 2.4. Типы вирусов. Заражение вирусами.

    Программные вирусы – это блоки программного кода, целенаправленно внедренные внутрь других программ. При запуске программ, несущей вирус, происходит запуск импланетированного в нее вирусного кода. Работа этого кода вызывает скрытые от пользователя изменений в файловой структуре жестких дисков и/или в содержании других программ. Программные вирусы поступают на компьютер только при запуске зараженных программ. При обычном копировании зараженных файлов заражения компьютера происходить не может.

    Загрузочные вирусы. От программ вирсов загрузочные вирусы отличаются методом распространения. Они поражают не программные файлы, а определенные системные области магнитных носителей (гибких и жестких дисков) Кроме того, на включенном компьютере они могут временнорасполагаться в оперативной памяти. Обычно заражение происходит при попытке загрузки компьютера с магнитного носителя, системная область которого содержит вирус.

    Макровирусы – разновидность вирусов поражающая документы, выполненные в некоторых прикладных программах, имеющих средства для исполнения так называемых макрокоманд . В частности, к таким документам относятся документы текстового процессора Microsoft Word (они имеют расширение.DOC ). Заражение происходит при открытии файла документа в окне родительской программы.

2.5. Антивирусные программы.

Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработано несколько видов специальных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными . Различают следующие виды антивирусных программ:

    программы-детекторы

    программы-доктора или фаги

    программы-ревизоры

    программы-фильтры

    программы-вакцины или иммунизаторы

Программы-детекторы осуществляют поиск характерной для конкретного вируса сигнатуры в оперативной памяти и в файлах и при обнаружении выдают соответствующее сообщение. Недостатком таких антивирусных программ является то, что они могут находить только те вирусы, которые известны разработчикам таких программ.

Программы-доктора или фаги , а также программы-вакцины не только находят зараженные вирусами файлы, но и «лечат» их, т.е. удаляют из файла тело программы-вируса, возвращая файлы в исходное состояние. В начале своей работы фаги ищут вирусы в оперативной памяти, уничтожая их, и только затем переходят к «лечению» файлов. Среди фагов выделяют полифаги, т.е. программы-доктора, предназначенные для поиска и уничтожения большого количества вирусов. Наиболееизвестныеизних: Aidstest, Norton AntiVirus, Doctor Web.

Учитывая, что постоянно появляются новые вирусы, программы-детекторы и программы-доктора быстро устаревают, и требуется регулярное обновление версий.

Программы-ревизоры относятся к самым надежным средствам защиты от вирусов. Ревизоры запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска тогда, когда компьютер не заражен вирусом, а затем периодически или по желанию пользователя сравнивают текущее состояние с исходным. Обнаруженные изменения выводятся на экран монитора. Как правило, сравнение состояний производят сразу после загрузки операционной системы. При сравнении проверяются длина файла, код циклического контроля (контрольная сумма файла), дата и время модификации, другие параметры. Программы-ревизоры имеют достаточно развитые алгоритмы, обнаруживают стелс-вирусы и могут даже очистить изменения версии проверяемой программы от изменений, внесенных вирусом. К числу программ-ревизоров относится широко распространенная в России программа Adinf .

Программы-фильтры или «сторожа» представляют собой небольшие резидентные программы, предназначенные для обнаружения подозрительных действий при работе компьютера, характерных для вирусов. Такими действиями могут являться:

    попытки коррекции файлов с расширениями COM , EXE

    изменение атрибутов файла

    прямая запись на диск по абсолютному адресу

При попытке какой-либо программы произвести указанные действия «сторож» посылает пользователю сообщение и предлагает запретить или разрешить соответствующее действие. Программы-фильтры весьма полезны, так как способны обнаружить вирус на самой ранней стадии его существования до размножения. Однако, они не «лечат» файлы и диски. Для уничтожения вирусов требуется применить другие программы, например фаги. К недостаткам программ-сторожей можно отнести их «назойливость» (например, они постоянно выдают предупреждение о любой попытке копирования исполняемого файла), а также возможные конфликты с другим программным обеспечением. Примером программы-фильтра является программа Vsafe , входящая в состав пакета утилит MS DOS .

Вакцины или иммунизаторы - это резидентные программы, предотвращающие заражение файлов. Вакцины применяют, если отсутствуют программы-доктора, «лечащие» этот вирус. Вакцинация возможна только от известных вирусов. Вакцина модифицирует программу или диск таким образом, чтобы это не отражалось на их работе, а вирус будет воспринимать их зараженными и поэтому не внедрится. В настоящее время программы-вакцины имеют ограниченное применение.

Своевременное обнаружение зараженных вирусами файлов и дисков, полное уничтожение обнаруженных вирусов на каждом компьютере позволяют избежать распространения вирусной эпидемии на другие компьютеры.

2.6. Методы защиты от компьютерных вирусов.

Существует три рубежа защиты от компьютерных вирусов:

- предотвращение поступления вирусов;

- предотвращение вирусной атаки, если вирус все-таки поступил на компьютер;

- предотвращение разрушительных последствий, если атака все-таки произошла.

2.7. Правовой аспект темы урока.

Практическая часть

3.1. Проверка антивирусной программой папки «Школа»

Проверить папки «Школа» и «WINNT .

3.2. «Заражение» вирусом, путем копирования инфицированной программы «Это интересно» и ее запуска.

Для того чтобы «заразить» Ваши компьютеры Вам необходимо переписать себе файл «Это интересно» из центрального компьютера. Затем запустить эту программу. Вирус – троян начал свою работу, причем внешне на работе компьютера никак не проявилось.

    1. Демонстрация работы вируса – трояна

      Проверка антивирусной программой папок «Школа» и «WINNT .

      Удаление вируса

4. Подведение итогов урока.

Приложение№1

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации

1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно - вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, -

наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, -наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ

1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами -

наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, -

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.

КРАСНОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПЛАН

УРОКА

«Компьютерные вирусы.

Антивирусные программы»

УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ ХАЙРУЛЛИН И.А.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Фамилия Имя Отчество: Байсултанова Фатима Магомедовна

Учитель информатики

Предмет: Информатика

Тема урока:

Компьютерные вирусы

Тип урока:

Изучение нового программного материала

Вид урока:

лекция-беседа, самостоятельная работа.

Цель урока:

Учебная: дать учащимся знания о видах компьютерных вирусов, путях их распространения, об антивирусных программах и способах их использования на практике.

Развивающая: развивать умение составлять конспект, компьютерную грамотность, познавательную активность.

Воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению.

Задачи урока:

Учащиеся должны знать:

Понятие компьютерного вируса.

Действие программного вируса.

Способы антивирусной защиты.

Виды антивирусных программ.

Оборудование урока:

методическое обеспечение : опорный конспект, учебник Н. Угринович «Информатика и информационные технологии 10-11 класс», раздаточный материал – памятка по защите от вирусов ,

Технические средства обучения:

аппаратное обеспечение : интерактивная доска Star Board , ноутбук, проектор, флеш-карта;

Программное обеспечение:

программа Adobe Flash – для просмотра презентации, MS Office ( Excel ) – для тестирования.

ХОД УРОКА

Организационный этап:

Тема урока: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Цель нашей работы — познакомиться с основами компьютерной вирусологии, научиться обнаруживать вирусы и бороться с ними

Этап подготовки к усвоению нового материала:

Мы с вами говорили о том, что компьютер – это электронный аналог человека. Назовите несколько общих признаков человека и компьютера. Сравните их по функциональным возможностям.

Человек, как биологический организм подвержен различным воздействиям внешней среды, в том числе и различным заболеваниям, причинами возникновения которых, иногда, являются вирусы и бактерии, проникающие в организм человека из вне.

Попробуйте описать этапы и последствия заражения человека каким-либо вирусом.

Особенности:

    проникновение вируса в организм человека происходит из вне;

    способность вируса к саморазмножению;

    активизация некоторых вирусов не сразу после проникновения в организм, а через некоторое время.

А может ли компьютер заразиться вирусом? Каким должен быть этот вирус по вашему представлению?

Этап усвоения новых знаний:

Изучение нового материала. (сопровождающая презентации (Приложение 3))

Компьютерный вирус – это программа, способная создавать свои копии, внедрять их в различные объекты или ресурсы компьютерных систем, сетей и производить определенные действия без ведома пользователя..

Свое название компьютерный вирус получил за некоторое сходство с биологическим вирусом (например, в зараженной программе самовоспроизводится другая программа – вирус, а инфицированная программа может длительное время работать без ошибок, как в стадии инкубации).

Итак, у вирусов 3 этапа действия:

    Заражение (попадание в компьютер)

    Размножение ( вирусный код может воспроизводить себя в теле других программ)

    Вирусная атака ( после создания достаточного числа копий программный вирус начинает осуществлять разрушение: нарушение работы программ и ОС, удаление информации на жестком диске, самые разрушительные вирусы вызывают форматирование жесткого диска).

Их создают люди. Человек, который «пишет» вирусы называет себя вирьмейкером. Кто же занимается созданием вредоносных программ? (Люди, которые хотят навредить другим)

В наши дни созданием вирусов обычно занимаются энтузиасты – одиночки. Ими могут быть и профессиональные программисты, и исследователи и обычные студенты, начинающие изучать программирование. Причем в настоящее время имеются десятки программ для автоматической генерации вирусов – конструкторы.

Что является стимулом для такой деятельности – сказать сложно. Это может быть как чувство мести, так и желание самоутвердиться.

Вирусы способны размножаться и заражать другие программы. Эти программы могут попасть в компьютер без ведома пользователя через дискету, компакт-диск, через Интернет, по сети. Они наносят серьёзный вред компьютеру, замедляют работу программ, уничтожают данные, могут вывести из строя операционную систему

Основные типы компьютерных вирусов:

Программные

(файловые)

Загрузочные

Макровирусы

Сетевые

вирусы

Это блоки программного кода, внедренные внутрь других прикладных программ.

Вирусный код запускается при

запуске программы.

Вирусы, которые располагаются в служебных секторах носителей данных на (гибких и жестких дисках).

Заражение происходит при загрузке данных с зараженного носителя.

Поражают документы, выполненные в некоторых прикладных программах (например, Word).

Заражение происходит при открытии файла документа в окне программы

Вирусы, обитающие в оперативной памяти компьютера и не могут располагаться на дискетках. На отдельных компьютерах, которые не соединены сетью, они существовать не могут.

Признаки появления компьютерных вирусов

Назовем основные признаки проявления компьютерных вирусов.

    неправильная работа нормально работавших программ;

    медленная работа компьютера;

    невозможность загрузки ОС;

    исчезновение файлов и каталогов;

    изменение размеров файлов;

    неожиданное увеличение количества файлов на диске;

    уменьшение размеров свободной ОП;

    вывод на экран неожиданных сообщений и изображений;

    подача непредусмотренных звуковых сигналов;

    частые зависания и сбои в работе компьютера.

Существует большое число различных классификаций вирусов.

По среде обитания они делятся на сетевые, файловые, загрузочные и файлово –загрузочные вирусы.

По способу заражения – на резидентные и нерезидентные вирусы.

По степени опасности – на неопасные, опасные и очень опасные вирусы.

По целостности – на монолитные и распределенные вирусы.

Сетевые вирусы распространяются по различным компьютерным сетям.

Загрузочные вирусы внедряются в загрузочный сектор диска (Boot – сектор) или в сектор, содержащий программу загрузки системного диска (Master Boot Record MBR ). Некоторые вирусы записывают свое тело в свободные сектора диска, помечая их в FAT – таблице как “плохие” (Bad cluster ).

Файловые вирусы инфицируют исполняемые файла компьютера, имеющие расширения com и exe . К этому же классу относятся и макровирусы, написанные помощью макрокоманд. Они заражают неисполняемые файлы (например, в текстовом редакторе MS Word или в электронных таблицах MS Excel ).

Загрузочно – файловые вирусы способны заражать и загрузочные секторы и файлы.

Антивирусные программы

Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработаны специальные программы, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными .
Антивирусная программа сравнивает коды программ с известными ей вирусами, которые хранятся в ее базе данных. Обновление базы – 2 раза в месяц (не реже 1 раза в 3 месяца).

    Norton AntiVirus4.0 и 5.0 (производитель: “Symantec”)
    Один из наиболее известных и популярных антивирусов. Процент распознавания вирусов очень высокий (близок к 100 %). В программе используется механизм, который позволяет распознавать новые неизвестные вирусы.

    Dr.Web (производитель: “Диалог Наука”)
    Популярный отечественный антивирус. Хорошо распознает вирусы, но в его базе их гораздо меньше, чем у других антивирусных программ.

    Antiviral Toolkit Pro (производитель: “Лаборатория Касперского”) .

Это антивирус признан во всем мире, как один из самых надежных. Несмотря на простоту в использовании он обладает всем необходимым арсеналом для борьбы с вирусами. Эвристический механизм, избыточное сканирование, сканирование архивов и упакованных файлов — это далеко не полный перечень его возможностей.

Этап закрепления новых знаний:

III Закрепление знаний

Групповая работа.

Для закрепления полученных знаний о компьютерных вирусах и антивирусах, попробуем выполнить тест. О полученных вами оценках, доложите учителю! (Приложение 2 тест)

Этап повторения пройденного материала:

— Что нового вы узнали на уроке?

Мои помощники совместно со мной подготовили информационные бюллетени «Предупрежден- значит вооружен!» , с которыми вы должны познакомить своих друзей, родителей, знакомых.

(раздать подготовленные буклеты) (Приложение 1)

Этап обобщения и систематизации новых знаний:

Что ж, наш урок подходит к концу. В той атмосфере, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как группа, и понравилось ли вам.

Перед вами смайлики, выберите цифры, соответствующие вашему настроению. (Приложение 4)

Этап информации о домашнем задании:

Домашнее задание:

Вопросы на самоподготовку:

    Что такое компьютерный вирус?

    Основные типы компьютерных вирусов.

    Действие программного вируса (этапы).

    Методы защиты.

    Средства антивирусной защиты.

Написать минисочинение «Вирусная гонка, что делать дальше?», в котором предложить ответы на вопрос как же защищаться от вирусов?

Список литературы:

п/п

Наименование

Имя файла

Буклет, подготовленный в MS Publisher

Приложение 1 памятка

Тест «Вирусы»

Приложение 2 Тест

Флеш — Презентация

Приложение 3 Презентация

Список интернет-ресурсов:

п/п

Наименование

Адрес

1. forums

Год создания УМР: 2012 год.

Информация о реальном применении УМР его автором в своей профессиональной деятельности (когда, где, достигнутый результат):

Урок был применен в марте 2011 года, в рамках «Недели Информатики», в МОУ СОШ с. Яникой. Рефлексия, проведенная в конце урока показала, что 83% учащихся отметило, что урок прошел на хорошем эмоциональном уровне. Особый позитив, как отметили учащиеся, внесли памятки — буклеты, по защите от вирусов. Наглядность урока обеспечила презентация, и как результат – 65% учеников при тестировании получили оценку «5», 21% — оценку «4».

Урок «Компьютерные вирусы» входит в изучение раздела «Компьютер и программное обеспечение» и на сегодняшний день очень актуален. Это урок изучения нового материала. В начале урока – актуализация знаний в форме беседы, далее — интересный проблемный вопрос, предполагающий сопоставление человека и компьютера, описание этапов и последствий заражения человека каким-либо вирусом, а далее – переход к изучению новой темы. Такой прием «эмоционального пятна» сразу заинтересовывает, активирует учащихся, мотивируя их к изучению нового материала.

Этап изучения новой темы включает эвристическую беседу с элементами лекции, компьютерную презентацию, выполненную в среде Adobe Flash , работу по классификации понятий.

На этапе закрепления знаний, учащиеся выполняют тестовое задание, созданное в MS Excel , с выставлением оценки.

Справочная информация по установке и использованию ЦОР:

Минимальные требования к программным ресурсам : программа Adobe Flash – для просмотра презентации, MS Office ( Excel ) – для тестирования.

б) развивающая:

    развитие познавательных интересов о компьютере популяризация работы с компьютером

в) воспитательная:

    формирование правового мировоззрения

Оборудование:
а) Аппаратное обеспечение : лекция, компьютеры, видеопроектор
б) Программное обеспечение : компьютерные антивирусные программы «Антивирус Касперского», DrWeb, компьютерный вирус - троян «Lamer’s deatd»

Тип урока: изучение новой темы

Термины: Компьютерные вирусы, антивирусные программы,

План урока:

    Организационная часть Объяснение нового материала
      Определение компьютерного вируса Назначение компьютерного вируса Типы вирусов (программные, загрузочные, макровирусы) Пути заражения Антивирусные программы Методы защиты от компьютерных вирусов Правовой аспект темы урока.

    Практическая работа Проверка антивирусной программой папки «Школа» «Заражение» вирусом, путем копирования инфицированной программы «Это интересно» и ее запуска. Демонстрация работы вируса - трояна Проверка антивирусной программой Удаление вируса

4. Поведение итогов.

Ход урока:

1. Организационная часть
Так называемые компьютерные вирусы, разумеется, не являются реально существующими микроорганизмами, поражающие компьютеры извне, программами - вредителями, самопроизвольно зарождающимися в недрах наших компьютерах.
Объяснение будет дано на примере клерка, работающего исключительно с бумагами. Идея такого объяснения принадлежит Д. Н.Лозинскому, одному из известнейших «докторов».
Представим себе аккуратного клерка, который приходит на работу к себе в контору и каждый день обнаруживает у себя на столе стопку листов бумаги со списком заданий, которые он должен выполнить за рабочий день. Клерк берет верхний лист, читает указания начальства, пунктуально их выполняет, выбрасывает «отработанный» лист в мусорное ведро и переходит к следующему листу. Предположим, что некий злоумышленник тайком прокрадывается в контору и подкладывает в стопку бумаг лист, на котором написано следующее:
«Переписать этот лист два раза и положить копии в стопку заданий соседей»
Что сделает клерк? Дважды перепишет лист, положит его соседям на стол, уничтожит оригинал и перейдет к выполнению второго листа из стопки, т. е. продолжит выполнять свою настоящую работу. Что сделают соседи, являясь такими же аккуратными клерками, обнаружив новое задание? То же, что и первый: перепишут его по два раза и раздадут другим клеркам. Итого, в конторе бродят уже четыре копии первоначального документа, которые и дальше будут копироваться, и раздаваться на другие столы.
Примерно так же работает и компьютерный вирус, только стопками бумаг-указаний являются программы, а клерком — компьютер. Так же как и клерк, компьютер аккуратно выполняет все команды программы (листы заданий), начиная с первой. Если же первая команда звучит как «скопируй меня в две другие программы», то компьютер так и сделает, — и команда-вирус попадает в две другие программы. Когда компьютер перейдет к выполнению других »зараженных» программ, вирус тем же способом будет расходиться все дальше и дальше по всему компьютеру.
В приведенном выше примере про клерка и его контору лист-вирус не проверяет, заражена очередная папка заданий или нет. В этом случае к концу рабочего дня контора будет завалена такими копиями, а клерки только и будут что переписывать один и тот же текст и раздавать его соседям — ведь первый клерк сделает две копии, очередные жертвы вируса — уже четыре, затем 8, 16, 32, 64 и т. д., т. е. количество копий каждый раз будет увеличиваться в два раза.
Если клерк на переписывание одного листа тратит 30 секунд и еще 30 секунд на раздачу копий, то через час по конторе будет «бродить» более триллиона копий вируса! Скорее всего, конечно же, не хватит бумаги, и распространение вируса будет остановлено по столь банальной причине.
Как это ни смешно (хотя участникам этого инцидента было совсем не смешно), именно такой случай произошел в 1988 году в Америке — несколько глобальных сетей передачи информации оказались переполненными копиями сетевого вируса (вирус Морриса), который рассылал себя от компьютера к компьютеру.

2.1. Определение компьютерного вируса.
Компьютерный вирус - это специально созданный программный код, встроенный в другую программу или документ, или определенные области памяти и предназначенный для выполнения несанкционированных действий.
2.2. Назначение компьютерного вируса.
Как правило, вирусы производят нежелательное действие на компьютерах, на которые они попадают. Например, AntiMIT ежегодно, а именно 1 декабря, разрушает всю информацию, знаменитый One Half незаметно шифрует данные на жестком диске, TeaTime мешает вводить информацию с клавиатуры в промежутке времени между 15:10 и 15:13. Самые разрушительные вирусы могут инициировать форматирование жесткого диска. Поскольку форматирование диска - достаточно продолжительный процесс, который не должен пройти незамеченным со стороны пользователя, во многих случаях вирусы уничтожают данные в системным областях. В этом случае данные на жестком диске остаются нетронутыми, но воспользоваться ими нельзя, поскольку неизвестно, какие сектора диска каким файлам принадлежат.
2.3.- 2.4. Типы вирусов. Заражение вирусами.

    Программные вирусы - это блоки программного кода, целенаправленно внедренные внутрь других программ. При запуске программ, несущей вирус, происходит запуск импланетированного в нее вирусного кода. Работа этого кода вызывает скрытые от пользователя изменений в файловой структуре жестких дисков и/или в содержании других программ. Программные вирусы поступают на компьютер только при запуске зараженных программ. При обычном копировании зараженных файлов заражения компьютера происходить не может. Загрузочные вирусы. От программ вирсов загрузочные вирусы отличаются методом распространения. Они поражают не программные файлы, а определенные системные области магнитных носителей (гибких и жестких дисков) Кроме того, на включенном компьютере они могут временнорасполагаться в оперативной памяти. Обычно заражение происходит при попытке загрузки компьютера с магнитного носителя, системная область которого содержит вирус. Макровирусы - разновидность вирусов поражающая документы, выполненные в некоторых прикладных программах, имеющих средства для исполнения так называемых макрокоманд. В частности, к таким документам относятся документы текстового процессора Microsoft Word (они имеют расширение. DOC). Заражение происходит при открытии файла документа в окне родительской программы.

2.5. Антивирусные программы.
Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработано несколько видов специальных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными . Различают следующие виды антивирусных программ:

    программы-детекторы программы-доктора или фаги программы-ревизоры программы-фильтры программы-вакцины или иммунизаторы

Программы-детекторы осуществляют поиск характерной для конкретного вируса сигнатуры в оперативной памяти и в файлах и при обнаружении выдают соответствующее сообщение. Недостатком таких антивирусных программ является то, что они могут находить только те вирусы, которые известны разработчикам таких программ.
Программы-доктора или фаги, а также программы-вакцины не только находят зараженные вирусами файлы, но и «лечат» их, т. е. удаляют из файла тело программы-вируса, возвращая файлы в исходное состояние. В начале своей работы фаги ищут вирусы в оперативной памяти, уничтожая их, и только затем переходят к «лечению» файлов. Среди фагов выделяют полифаги, т. е. программы-доктора, предназначенные для поиска и уничтожения большого количества вирусов. Наиболее известные из них: Aidstest, Norton AntiVirus, Doctor Web.
Учитывая, что постоянно появляются новые вирусы, программы-детекторы и программы-доктора быстро устаревают, и требуется регулярное обновление версий.
Программы-ревизоры относятся к самым надежным средствам защиты от вирусов. Ревизоры запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска тогда, когда компьютер не заражен вирусом, а затем периодически или по желанию пользователя сравнивают текущее состояние с исходным. Обнаруженные изменения выводятся на экран монитора. Как правило, сравнение состояний производят сразу после загрузки операционной системы. При сравнении проверяются длина файла, код циклического контроля (контрольная сумма файла), дата и время модификации, другие параметры. Программы-ревизоры имеют достаточно развитые алгоритмы, обнаруживают стелс-вирусы и могут даже очистить изменения версии проверяемой программы от изменений, внесенных вирусом. К числу программ-ревизоров относится широко распространенная в России программа Adinf.
Программы-фильтры или «сторожа» представляют собой небольшие резидентные программы, предназначенные для обнаружения подозрительных действий при работе компьютера, характерных для вирусов. Такими действиями могут являться:

    попытки коррекции файлов с расширениями COM, EXE изменение атрибутов файла прямая запись на диск по абсолютному адресу запись в загрузочные сектора диска загрузка резидентной программы При попытке какой-либо программы произвести указанные действия «сторож» посылает пользователю сообщение и предлагает запретить или разрешить соответствующее действие. Программы-фильтры весьма полезны, так как способны обнаружить вирус на самой ранней стадии его существования до размножения. Однако, они не «лечат» файлы и диски. Для уничтожения вирусов требуется применить другие программы, например фаги. К недостаткам программ-сторожей можно отнести их «назойливость» (например, они постоянно выдают предупреждение о любой попытке копирования исполняемого файла), а также возможные конфликты с другим программным обеспечением. Примером программы-фильтра является программа Vsafe, входящая в состав пакета утилит MS DOS. Вакцины или иммунизаторы — это резидентные программы, предотвращающие заражение файлов. Вакцины применяют, если отсутствуют программы-доктора, «лечащие» этот вирус. Вакцинация возможна только от известных вирусов. Вакцина модифицирует программу или диск таким образом, чтобы это не отражалось на их работе, а вирус будет воспринимать их зараженными и поэтому не внедрится. В настоящее время программы-вакцины имеют ограниченное применение. Своевременное обнаружение зараженных вирусами файлов и дисков, полное уничтожение обнаруженных вирусов на каждом компьютере позволяют избежать распространения вирусной эпидемии на другие компьютеры.

2.6. Методы защиты от компьютерных вирусов.
Существует три рубежа защиты от компьютерных вирусов:
— предотвращение поступления вирусов;
— предотвращение вирусной атаки, если вирус все-таки поступил на компьютер;
— предотвращение разрушительных последствий, если атака все-таки произошла.
2.7. Правовой аспект темы урока.
Прочитать статьи из Уголовного Кодекса РФ, (см. Приложение№1)
Практическая часть
3.1. Проверка антивирусной программой папки «Школа»
Проверить папки «Школа» и «WINNT.
3.2. «Заражение» вирусом, путем копирования инфицированной программы «Это интересно» и ее запуска.
Для того чтобы «заразить» Ваши компьютеры Вам необходимо переписать себе файл «Это интересно» из центрального компьютера. Затем запустить эту программу. Вирус - троян начал свою работу, причем внешне на работе компьютера никак не проявилось.

      Демонстрация работы вируса - трояна Проверка антивирусной программой папок «Школа» и «WINNT. Удаление вируса

4. Подведение итогов урока

Приложение №1
Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации
1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно — вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, — наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ
1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами —
наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети
1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, —
наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.

Цели урока:

  • Дать понятие “защита информации”, “вирус”.
  • Познакомить с типами компьютерных вирусов.
  • Рассмотреть признаки проявления вирусов.
  • Познакомиться с эволюцией антивирусных программ.
  • Изучить типы антивирусных программ, методы защиты информации.
  • Научиться выполнять проверку на наличие вирусов с помощью программы Symantec Antivirus.
  • Развивать мыслительные операции, теоретическое, критическое, творческое мышление.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению; умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебно-методическое обеспечение: ПК, проектор, учебник Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с., раздаточный материал, электронная лекция, тренажер тестов.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка явки учащихся и их готовности к занятию.

II. Основной этап

1. Актуализация опорных знаний

Слово учителя. С проникновением компьютеров в различные сферы жизни возникла принципиально новая отрасль – информационная индустрия. Объем циркулирующей в обществе информации примерно удваивается каждые пять лет. Человечество создало информационную цивилизацию, в которой от успешной работы средств обработки информации зависит само благополучие и даже выживание человечества в его нынешнем качестве. Произошедшие за этот период изменения можно охарактеризовать следующим образом:

  • Объем обрабатываемой информации возросли за последние полвека на несколько порядков;
  • Информация приобрела стоимость, которую во многих случаях даже невозможно подсчитать;
  • Доступ к определенным данным позволяет контролировать значительные материальные и финансовые ценности;
  • Обрабатываемые данные стали чрезвычайно многообразными, а не исключительно текстовыми;
  • Субъектами информационных процессов теперь являются не только люди, но и созданные ими автоматизированные системы, действующие по заложенной в них программе.

В последние годы в отечественной и зарубежной печати большое внимание уделяется вопросам защиты информации, накапливаемой, хранимой, обрабатываемой как в отдельных ЭВМ, так и построенных на их основе вычислительных системах.

Вопросы:

Как вы считаете, что такое “защита информации”?

(Ожидаемый вариант ответа: Защита информации – создание в ЭВМ и вычислительных системах организованной совокупности средств, методов и мероприятий, предназначенных от сбоев оборудования и программного обеспечения, от случайной или преднамеренной потери или искажения, от несанкционированного доступа.)

В чем вы видите содержание проблемы защиты информации?

(Ожидаемый вариант ответа: Содержание проблемы защиты информации специалистами интерпретируются следующим образом. По мере развития и усложнения средств, методов и форм автоматизации процессов обработки информации повышается ее уязвимость.)

(Для подготовки ответов учащиеся используют рекомендованную учебную и справочную литературу. (см. Список литературы)

Задание учащимся:

Заполнить таблицу, используя предложенные вопросы:

  • Какие виды защиты вы знаете?
  • Какие методы защиты от сбоев оборудования и программного обеспечения вы можете назвать?
  • Какие методы защиты от случайной потери или искажения вы можете назвать?

Таблица

Вид защиты Методы защиты
От сбоев оборудования и программного обеспечения Систематическое архивирование информации

Резервное копирование файлов

От случайной потери или искажения Автоматический запрос на подтверждение выполнения команд, изменяющих содержимое файла

Установка специальных атрибутов файла (архивный, только чтение и пр.)

Отмена последнего действия

Разграничение доступа пользователей к ресурсам файловой системы

От преднамеренной потери или искажения Профилактические меры

Антивирусные программы

От несанкционированного доступа Шифрование и введение паролей

“Электронные замки”

Административные и правоохранительные меры

2. Формулировка темы и целей урока.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы остановимся на методах защиты от преднамеренной потери или искажения информации. Вы как будущие работники, должны знать, что: обязательным условие успешной деятельности является безопасность информации. По данным статистики, наиболее успешными методами реализации угроз безопасности информации в автоматизированных системах являются вирусные атаки. На их долю приходится 57% инцидентов с безопасностью информации и около 60% реализованных угроз из числа зафиксированных и попавших в статистические обзоры.

Тема урока: Антивирусные программы.

Сегодня на уроке будет изучено:

  • Что такое компьютерные вирусы.
  • Признаки проявления вирусов.
  • Типы компьютерных вирусов.
  • Программы борьбы с компьютерными вирусами.
  • Методы защиты от компьютерных вирусов
  • Эволюция антивирусных программ.

Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать учебные цели занятия.

3. Этап изучения нового материала

1) Выступление учащегося. Доклад “Компьютерные вирусы”.

Задание учащимся:

Внимательно прослушав доклад, сформулируйте, что такое вирус.

2) Основные признаки проявления вирусов.

Вопрос:

С какими признаками проявления вирусов вам приходилось сталкиваться в практике работы на ПК?

Учащиеся получают раздаточный материал и составляют по нему конспект:

Основные признаки появления вирусов:

  • Прекращение работы или неправильная работа ранее успешно функционировавших программ;
  • Медленная работа компьютера;
  • Невозможность загрузки операционной системы;
  • Исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого;
  • Изменение даты и времени модификации файлов;
  • Изменение размеров файлов;
  • Неожиданное значительное увеличение количества файлов на диске;
  • Существенное уменьшение размера свободной оперативной памяти;
  • Вывод на экран непредусмотренных звуковых сигналов;
  • Частые зависания и сбои в работе компьютера.

Типы компьютерных вирусов.

Задание учащимся. Составить опорный конспект в тетрадь, используя учебник Н.Д. Угринович “Информатика и информационные технологии”, с. 67-69.

Типы антивирусных программ.

Учащиеся работают с электронной лекцией. (Приложение 1)

Выступление учащихся. Доклады “Эволюция антивирусных программ”.

4. Этап закрепления знаний

1) Практическая работа.

Учащиеся работают на ПК.

Тема: Работа с антивирусной программой

Цель: научится выполнять проверку на наличие вирусов, используя программу Symantec Antivirus

Ход работы

  1. Открыть программу Symantec Antivirus
  2. Пуск / Все программы / Symantec Client Security / Symantec Antivirus
  3. Компьютер / Локальный диск С / Documents and Settings / Учетная запись / Local Setting
  4. Выделить
  5. Проверить

Творческое задание: составить опорный сигнал по теме.

Учащиеся работают в группах. (Приложение 2)

5. Этап контроля знаний

III. Заключительный этап

1. Рефлексия.

Вопросы учащимся:

  • Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности?
  • Насколько полезными вам, как пользователям ПК, представляются навыки работы с антивирусными программами?

2. Домашнее задание по выбору учащихся:

  • Используя изученный на уроке материал, подготовить комплекс вопросов для викторины по теме “Антивирусные программы”.
  • Используя периодические издания по информационным технологиям, информационные ресурсы Интернет, подготовить небольшой доклад о современных антивирусных программах, используемых в сети Интернет.
  • Используя периодические издания по информационным технологиям, информационные ресурсы Интернет и возможности домашнего персонального компьютера, подготовить презентацию на тему: “Эволюция антивирусных программ”.

Литература:

  1. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.
  2. Бернет С., Пейн С. Криптография – М.:БИНОМ, 2002
  3. Куприянов А.И., Сахаров А.В., Шевцов В.А. Основы защиты информации – М.: Академия, 2006
  4. Лесничная И.Г., Миссинг И.В., Романова Ю.Д., Шестаков В.И. Информатика и информационные технологии. – М.: Эксмо, 2006
  5. Хореев П.Б. Методы и средства защиты информации в компьютерных системах – М.: Академия, 2005
  6. Чирилло Д. Защита от хакеров – СПб.: Питер, 2002