В конце марта, на школьные каникулы, посетили новое место в Доломитовых Альпах: Пассо Тонале (Passo del Tonale), в горнолыжном регионе Adamello-Ski. Сделала несколько фоток на телефон, специально для отчета: сорри за качество, и прошу не выражаццо!
Выбор был сделан по следующим критериям:
  • Курорт расположен на высоте 1880 м, снег держится до мая, официальное закрытие сезона происходит в середине апреля.
  • Длина трасс, по официальному сайту, около 110 км, это не очень много, но на неделю хватает, особенно с учетом погоды.
  • Курорт не очень популярен, туры в Пассо Тонале подорожали из за кризиса, но гораздо меньше, чем другие курорты Италии, или Франции, скипасс также дешевле.
Общее впечатление: Пассо Тонале отличается от других районов Доломитовых Альп: другие горы, мало леса, часто облака идут на уровне деревни, в результате на улицах густейший туман, но по верхам видимость есть. Выяснилось, что эта погода бывает не только весной, но также в январе-феврале.
Аналогично январской поездке, встретили очень много поляков, а Марилева и Фольгарида находятся не далеко, относятся к коммуне Вермильо, также как Пассо Тонале. ИМХО местные власти имеют свои связи с Польшей.
Как везде в Альпах, катаются инвалиды, иногда без сопровождения. Но встретилась также группа лыжников с умственной отсталостью, в ярких, заметных жилетках. Было страшновато, садиться с ними на подъемник, но никаких проблем не было!

Пассо Тонале типичная альпийская деревушка на склоне горы, из 2 улиц, с отелями, магазинами и ресторанами, небольшими и уютными. В нижней части есть несколько новых многоэтажек, но вечером в них светилось по 2-3 окна, возможно, что они еще не заселены полностью.
Есть музей "Белой Войны" (Guerra Bianca): во время 1-й Мировой Войны, в 1918-1919, в районе Вермильо и Пассо Тонале происходили большие сражения, в результате Италия захватила Южный Тироль. Кроме музея, в горах установлены памятники погибшим: австрийцам и итальянцам, вместе. В нашем отеле, на стенах были увеличенные старые фотографии того времени: с развалинами и разрушенными домами, такие же фотографии и плакаты есть даже в барах. Везде много связано с войной, это вызывает уважение, но остается тяжелое, грустное впечатление.

Есть 3 зоны катания: Пассо Тонале, Презена-Парадизо, и Понте Ди-Леньо, которые очень отличаются.

Пассо Тонале
Зона похожа на Кировск: широкая, гладкая гора Монте Тонале, высотой 2600 м, на которой параллельно стоят подъемники, идущие на самый верх, или до половины горы, через один. Все длинные креселки с ветрозащитой, которая нужна при сильном, сыром ветре. Трассы отделяются сетками, но можно найти проезды, и ездить по траверсам в любую сторону. В основном трассы скучные, прямые, без рельефа, отличаются только уклоном, ориентированы на юг, весь день освещены Солнцем, к концу дня снег мокрый. Некоторые трассы освещены для вечернего катания, до 23 часов, но не каждый день.

С боков горы Монте Тонале есть более интересные места. С восточной стороны находится ущелье Святого Бартоломео, которое идет к Пассо Контрабандьери ("Перевал Контрабандистов"): до 1-й Мировой Войны здесь была граница Австрии и Италии, через перевал несли контрабанду. В ущелье установлен памятник погибшим солдатам Белой Войны. От перевала идет интересная красная трасса, также называемая Контрабандьери, погода всегда лучше, чем на основной горе.
В начале трассы есть очень интересная скала, по местной легенде, это карабинер, который окаменел в засаде, выслеживая контрабандистов.

С западной стороны, находится перевал Блейс, с которого идет также интересная, длинная трасса до самого низа. Внизу, около трассы снега уже не было, цвели крокусы: очень красиво, но на фотке их не видно.


Каждое утро, трасса всегда засыпана из пушек, и отратрачена, но после обеда, под Солнцем, нижняя часть превращается в очень глубокую, плотную, мокрую кашу!

Презена-Парадизо
Находится напротив Пассо Тонале, на другом берегу реки, очень интересная зона! Гондола поднимает на перевал Пассо Парадизо, на высоту 2585 м, вниз идет трасса Парадизо, настоящая черная, сложная, крутая, всегда жесткая: склон ориентирован на север, до обеда в тени.


Но к концу дня она забита толпой, скребущейся вниз, после обеда образуются большие бугры.
Около станции гондолы, есть галерея, пробитая в скале: во время Белой Войны в ней стояли пушки, которые обстреливали долину внизу, амбразуры можно заметить с гондолы. В галерее находится часть экспозиции музея, но зимой она не работает: дверь завалена снегом, глубиной несколько метров.
Выше перевала Парадизо находится ледник Презена, можно подняться на кресле, потом на бугеле, к вершине Чима Презена, 3070 м: оттуда идет очень широкий крутой склон, всегда отратраченный, но не очень жесткий.
В стороны расходятся маршруты фрирайда, тут занимается также местная школа фрирайда, и бэккантри. Часть маршрутов переходит на другую сторону горы, где возможен скитур до Мадонны Ди Кампильо, но это длинный, сложный маршрут.
Лазила в целину очень осторожно: ведь снега было больше 4 м, это много для универсалов, а в некоторые зимы бывает до 7 м! На леднике можно кататься летом: подъемники работают до июня.
В нижней части ледника, вдоль кресла, трассы пологие и ровные, под снегом есть озеро, на берегу установлен памятник, но зимой видна только верхняя часть.

Понте Ди-Леньо
Это городок, гораздо больше, чем Пассо Тонале, находится ниже, на высоте 1250 м, уже абсолютно без снега. Но над ним находится большая, интересная зона катания, трассы засыпаны до самого низа. Чтоб попасть в Понте Ди-Леньо, из Пассо Тонале, надо подняться наверх, проехать по траверсам на другой конец, и сесть на очень длинную гондолу. На ней есть промежуточная станция, куда можно съехать также из зоны Презена-Парадизо.
Гондола приходит в Понте Ди-Леньо, где надо сесть на кресло, и подняться в цирк Вальбионе: откуда расходятся подъемники, на 2 стороны.
Здесь типичные Доломиты, много леса, трассы всегда хорошо подготовлены: не смотря на весну, не было никаких проплешин или камней! В нижней части трассы крутые, но там стоят светильники, для вечернего катания. Наверху есть часовня, в память погибших солдат.
Также нашелся очень странный кресельный подъемник: снизу, со стороны Пассо Тонале, но из места где абсолютно не было снега, и нет трасс! Не известно, как туда попасть на лыжах, и никто оттуда не поднимался, но пустое кресло работает целый день!

В целом: не все планы удалось реализовать, особенно по ски-сафари, но поездка была интересной, по любому. В Пассо Тонале понравилось, не смотря на теплую погоду, и низкие облака.