Эриванская площадь. Площадь свободы в тбилиси

Площадь Свободы - географический центр столицы Грузии - города Тбилиси. В Средние века площадь носила название Караван-сарай или Гостиничная площадь. В 1827 г. русские войска под руководством генерала И. Паскевича захватили город-крепость Эреван. Среди других наград генералу И. Паскевичу пожаловали титул графа Эриванского. В результате этих событий тбилисскую площадь назвали именем Паскевича-Эриванского. В дальнейшем площади оставили краткое название - площадь Эриванского.

В начале второй половины ХIХ ст. современная городская площадь начала активно застраиваться: был засыпан овраг, место, на котором происходили ристалища и воскресный рынок, выровняли, был также намечен план прокладки будущих улиц. В 1851 г. закончилось строительство караван-сарая (Гостиничной площади) купца Тамамшева, ставшего одновременно и театром. С появлением этого театра городская площадь была переименована в Театральную. В 1918 г. ей присвоили другое название - площадь Свободы. Однако после прихода Советской Армии площадь снова переименовали, но уже в площадь Закфедерации. Площадь приобрела гораздо меньшие размеры, так как в её северной части размещался огромный караван-сарай. В 1940 г. местные власти приняли решение снести караван-сарай, площадь расширить и сделать ее центральной городской площадью. С присоединением Грузии к СССР площадь стала носить имя Берии, а несколько позже она была названа именем Ленина.

Несмотря на свои небольшие размеры, нынешняя площадь Свободы каждый раз становится местом сбора людных демонстраций и ареной политических баталий. Сегодня на центральной площади города Тбилиси находятся гостиница «Мариотт», органы местной администрации и центральное отделение Банка Грузии. В ноябре 2006 г. на площади состоялось открытие памятника Свободы, изображающего Святого Георгия, убивающего дракона. Монумент был создан Зурабом Церетели.

Площадь Свободы является идеальным местом для начала пешеходной прогулки по центральной части города.

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

Главная площадь города начала формироваться ещё в начале 19 века. Говорят, что тогда её называли Гостиничной. Новое название площадь получила в 1827 году в честь генерала Паскевича, который взял город-крепость Эриван во время русско-турецкой войны. За эту успешную операцию, среди других наград, ему был пожалован титул графа Эриванского. Жителям Тифлиса название площади - Паскевича-Эриванского, очевидно, показалось слишком длинным и площадь начали называть просто Эриванской.
Трапециевидная форма площади была заложена изначально и сохранилась по сей день. Первые каменные дома появились здесь в начале 19 века. Самыми значительными постройками были Духовная семинария, Штаб Кавказской армии и здание отделения полиции, в котором располагалась канцелярия старшего городского полицместера. В башне, возвышавшейся над зданием был установлен колокол, в который били в случае серьезного происшествия и лишь когда здесь разместилась городская управа, колокол убрали, а башню украсили, знакомые всем горожанам, часы. Реконструкция этого здания проводилась в несколько этапов и была завершена в 1886 году. Автором проекта реконструкции фасада был известный архитектор П.Штерн. Внутренние интерьеры сделаны по эскизам не менее известного архитектора А.Г.Озерова. Следуя законам градостроительства, в дальнейшем, ни одно здание на площади не было построено выше Городского Дома, как тогда его называли.
Несмотря на наличие нескольких новых европейских построек, до начала 50-х годов, площадь всё ещё напоминала пустырь с оврагами, через которые были перекинуты деревянные мостки. Ни мостовой, ни тротуаров тогда ещё не было. На площади торговали дровами и сеном, а по воскресеньям здесь открывался, так называемый мелочный базар, проще говоря, городской,блошиный рынок,. Базар был закрыт лишь в 1884 году и перенесен на Верийский спуск, где просуществовал многие годы.
Серьезным толчком к благоустройству Эриванской площади послужило строительство здания караван-сарая. История появления этого необычного сооружения весьма интересна и связана с именем Михаила Семеновича Воронцова. Известно, что он придавал огромное значение культурному сближению народов и всячески способствовал любым начинаниям в этой области. Он стал инициатором и учредителем первого в городе драматического театра, которому предоставил место в своем дворце. Театр открылся 20 сентября 1845 года.
Скоро стало понятно, что городу необходимо постоянно действующее театральное помещение. Построить его на казенные средства тогда не представлялось возможным и Воронцову необходимо было найти частное лицо, готовое вложить деньги в это новое для города начинание. Какую выгоду может принести театр, тогда ещё было не понятно, потому предполагалось, что помещение должно содержать в себе и коммерческую составляющую. Немного странное сочетание театра и торгового центра было продиктовано именно этой идеей. Нашелся и человек, готовый,рискнуть, - Габриэл Тамамшев, известный купец и благотворитель.
Торжественная закладка здания состоялась 15 апреля 1847 года.
Автор проекта, итальянский архитектор Дж.Скудиери использовал в своей работе мотивы базилики архитектора А.Палладио, построенной в г.Виченца. В проекте были предусмотрены и кирпичные мостики для экипажей, подъезжающих к театру.
Художественное оформление интерьеров осуществил художник князь Григорий Гагарин. Он избрал арабские мотивы в оформлении внутреннего убранства театра и они оказались весьма удачными. Для выполнения лепных работ были приглашены лучшие персидские мастера.
Театр занимал верхний этаж здания и был расчитан на 700 мест. Торговый центр располагался на нижнем и двух подвальных этажах, и включал 266 различных торговых помещений.
Строительством руководили архитекторы Дж.Скудиерри и Белой, инженер-полковник Сонин и представители городской администрации.
Торжественнеое открытие первого в истории Тифлиса театра состоялось 12 апреля 1851 года. В этот день был проведен и благотворительный карнавал, на котором были собраны деньги в пользу Тифлисского женского учебного заведения святой Нины.
Газета,Кавказ, писала: ,... на площади, которая за пять лет перед сим, каждую осень покрывалась почти непроходимою грязью, теперь прекрасное, колоссальное здание, с целым гостиным рядом, с замечательным по отделке театром и окруженное широкими каменными тротуарами,. Многочисленные отзывы о театре говорят о необыкновенном изяществе и богатстве интерьера. Одно из таких высказываний принадлежит Александру Дюма, посетившему Тифлис в 1858 году. ,Зал – это дворец волшебниц, без зазрения совести скажу, что зал тифлисского театра – один из самых прелестных залов, какие я когда-либо видел за мою жизнь,.
Несколько месяцев на сцене нового театра поочередно выступали русские и грузинские драматические труппы, но уже к концу года, заведующий репертуарной частью нового театра В.Сологуб, начал переговоры с итальянской оперной труппой, с тем, чтобы она выступила в Тифлисе. Самое активное участие в этом начинании принял лично М.С.Воронцов.
Наконец, контракт был заключен и 9 ноября 1851 г. на сцене Тифлисского театра впервые прозвучала опера Г.Доницетти,Лючия ли Ламмермур, . Жители Тифлиса получили возможность познакомиться и с другими произведениями оперного искусства в исполнении итальянских артистов - ,Любовный напиток,Севильский цирюльник,Норма, и др. Успех был огромный!
,Прибывшая в Тифлис Итальянская труппа нашла... здесь неожиданный и замечательный отголосок, она обнаружила в здешней публике не любовь к новизне, как многие полагали, а редкое чутье, инстинктивное понятие прекрасного..., - писал В.Сологуб после завершения гастролей итальянских артистов.
Словом, жители Тифлиса оказались созданными для театра. Увлечение горожан оказалось настолько сильным, что руководство театра решило сформировать свою оперную, а затем и небольшую балетную труппы. Однако, основной труппой долгие годы оставалась итальянская. 23 сезона театр радовал поклонников своими постановками, но случилась беда... 11 октября 1874 года, очевидно, на первом этаже здания, где располагались торговые ряды, возник пожар. Газета,Кавказ, писала тогда: ,Город постигло серьезное бедствие: в результате пожара значительно пострадало здание караван-сарая и полностью выгорело здание театра,.
Восстановить театр уже не представилось возможным. В 1879 году здание было реконструировано, но уже исключительно, как,Торговый пассаж,. Тем не менее свою роль в развитии города театр всё же успел сыграть, положив начало активной театральной жизни Тифлиса. Караван-сарай Тамамшева просуществовал до 1934 года и был разрушен во время очередной реконструкции площади.
Во второй половине 19 века благоустройство тифлисских улиц и площадей, только начало переходить на качественно новый уровень. В первую очередь эти изменения коснулись Эриванской площади и Головинского проспекта. Строились тротуары, вдоль которых высаживались деревья, в 1870 году была перекрыта Сололакская канава пересекавшая Эриванскую площадь. Ещё через несколько лет появилась булыжная мостовая и площадь начала освещаться фонарями. Свое развитие получила и закладка городских скверов, которые уже имели планировку и первые небольшие, изящные городские фонтаны.
В путеводителе по Тифлису 1913 года писали: ,На Эриванской площади около караван-сарая Тамамшева раскинулся небольшой сквер, в котором поставлен бюст Пушкина. Сквер хотя и устроен недавно, но хорошо разросся. В нем можно получить минеральные воды, кефир и молоко...,
,Новый сад, как его тогда называли, был заложен в 1885 году. Сегодня он известен, как Пушкинский сквер. Рядом с этим местом находился дом, в котором останавливался А.С. Пушкин, посетивший Тифлис в 1829 году. Отсюда и название сквера, и расположенной рядом улицы. Кстати, бюст А.С.Пушкину, установленный в Тифлисе, появился он по инициативе тифлисского полицеймейстера Л.А.Россинского, который предоставил в Городскую управу собранные им по подписке 2 тысячи 281 руб.05 коп. на сооружение памятника Пушкину. Предложение это было рассмотрено и утверждено Городской думой, постановлением от 30 апреля 1890 года. Проект памятника был поручен польскому художнику Феликсу Ходоровичу - свободному художнику, скульптору, выполнявшему многие общественные и частные заказы в Тифлисе. Проект был утвержден в Петербурге 14 марта 1891 года. По соглашению в Городской думой, памятник должен был быть готов к 19 октября 1891 г.
Отливка из бронзы была произведена на заводе К.Ф.Верфеля в Петербурге, пьедестал выполнен из алгетского красного и серого камня, работы мастерской Винченцо Пиладжи в Тифлисе. Ф.Ходорович планировал написать на пьедестале полное имя поэта и несколько строк из его стихотворения, но пьедестал оказался небольшим и всё это просто не поместилось. Пришлось написать очень лаконично -, А.С.Пушкин,.
Работы были выполнены в срок. Общая сумма, затраченная на сооружение памятника, составила 2.236 рублей.
25 мая 1892 года состоялось открытие памятника А.С.Пушкину. Были произнесены торжественные речи, отслужена краткая панихида по усопшему поэту и выступил объединенный оркестр мужских гимназий. В конце церемонии учащимся городских училищ раздали книги с сочинениями А.С.Пушкина.
Во время нескольких реконструкций Эриванской площади, памятник менял свое место в пределах сквера, пока не был установлен напротив нынешнего Государственного музея искусств Грузии, где и стоит по сей день.
Автор памятника А.С.Пушкину, скульптор Феликс Ходорович выполнил для города ещё один заказ – бюст Н.В.Гоголю, выполненный в том же реалистическом стиле и установленный в 1903 году в Александровском саду...

Самое главное и старое место в городе, которое помнит множество событий, происходивших в различное время – Площадь Свободы Тбилиси. Это место множество раз меняло свое название и занимаемую территорию на карте, именно отсюда следует начинать путешествие по славному городу. Здесь находятся все самые интересные достопримечательности Тбилиси и легендарный проспект Шота Руставели – главная артерия города.

Немного истории

Изначально это место находилось на улице Котэ Абхази, возле Коджорских ворот. Неподалеку от этой территории из Сололакского оврага протекала река Аваант-Хеви, что впадает в Куру. За время своего существования площадь носила множество различных имен, так в начале девятнадцатого века ее нарекли Деревянной, а чуть позже Штабной, из-за построенного здесь штаба Кавказского корпуса.

Еще через пару лет центральную площадь Тбилиси переименовали в Эриванскую. Это было сделано в честь русского генерала, захватившего крепость Эривань. Неподалеку от этого места и по сей день находится Пушкинский сквер и улица, чьи названия были получены в честь великого русского поэта, который проживал здесь некоторое время.

Примерно в середине девятнадцатого века известный лавочник Тамамшев открыл на этой территории свой караван-сарай, который просуществовал с 1851 года вплоть до 1934. Так же здесь появился первый в Тбилиси оперный театр, который просуществовал двадцать три года и сгорел в 1874.

После этого случая, ближе к концу девятнадцатого века, овраг пролегавший недалеко от площади решили закидать, разровнять и замостить, что и было сделано. Но и это еще не все изменения коснувшиеся округи, примерно тогда же в южной части майдана были вырублены сады.


В начале двадцатого века площадь стала свидетелем громкого преступления — посреди белого дня из кареты, что принадлежала Гос. банку, преступниками были украдены большие по тем временам денежные средства. В этом деянии подозревали большевиков, которых возглавлял Семен Тер-Петросян так же известный как Камо.

Это место часто меняло названия в течении двадцатого века. С 1918 по 1990 год она именовалась как:

  • Площадь Закфедерации
  • Площадь Свободы
  • Площадь Берии
  • Площадь Ленина
  • Увековеченный в камне восемнадцати метровый вождь социализма был установлен тут в течении пятидесяти лет. А вот в конце двадцатого века место переименовали в Площадь Свободы, что подходит ей как нельзя лучше.

Последний раз центральная площадь заявила о себе в 2003 году, тут произошел крупнейший митинг в истории государства. Это привело к свержению действующей власти. Данное событие заявило об этом месте во всеуслышание и еще раз подтвердило название.

Тут давно не происходит никаких громких событий. В 2006 году тут установили монумент, изображающий Святого Георгия, что протыкает дракона копьем. Нужно упомянуть, что Святой Георгий является покровителем и защитником Грузии и ее жителей.

Достопримечательности около площади

В округе Площади Свободы располагается множество объектов инфраструктуры города, в их число входят:

  • Сквер Пушкина
  • Информационный центр для туристов, что отмечен на любой туристической карте
  • Центральный банк Грузии, что является так же государственным
  • Множество различных кафе на любой вкус
  • Тбилисский пункт обмена валюты, самый выгодный во всей Грузии

На чем доехать

Место является крайне доступным для всех посетителей, так как сюда выходят все улицы, что популярны у туристов.

Которую удобно считать географическим центром города. Все путешествия по городу стоит начинать именно отсюда, тем более, что тут находится офис туристической информации. Площадь ценна как ориентир и историческое место, но для прогулок и времяпровождения подходит плохо. Тут нет уютных кафешек с симпатичными видами. Берия задумывал её как транспортную развязку и не учитывал буржуазный критерий уюта.

Вот так оно когда-то было

История

Было время, когда территория современной площади была просто пространством перед городскими Коджорскими воротами, через которое проходили две дороги - Коджорская и Дигомская. Здесь же пролегал Сололакский овраг, который тянулся вниз по современной улице Пушкина, потом по Бараташвили до Куры. Только в 1827 году овраг засыпали, разровняли, и место стало похоже на площадь.

В те давние годы площадь называлась Эриванской в честь генерала Паскевича-Эриванского.

В 1847 начали, а в 1851 года окончательно завершили строительство караван-сарая купца Тамашева, который стал одновременно и театром. Современный край Пушкинского сквера - это его соверная сторона, а южный фасад проходил примерно там, где сейчас колонна с Георгием. Если мысленно реконструировать это здание, колонна окажется метрах в 10 - 20 перед фасадом. Фундаменты театра были обнаружены, когда колонну строили, но музеефицировать их не стали.

Парадный вход в театр был с запада - со стороны современного Мариотта. Этот вход был оформлен двумя металлическими грифонами со светильнкиами на головах.

После появления этого театра площадь переименовали в Театральную. Тогда же её замостили, убрали всю грязь и привели в культурный вид.

Эриванская площадь на старой карте города

Но еще в те годы пространство к югу от площади занимали сады - сначала царские, потом просто частные. Их вырубили только в средине XIX века.

В 1918 она получила название Площадь Свободы, но потом пришла Советская Армия, и площадь переименовали в Площадь Закфедерации. Она была гораздо меньше размерами, поскольку в её северной части стоял тот самый громадный караван-сарай. Современная восточная сторона площади была тогда улицей Пушкина. Если Остап Бендер по мысли Ильфа и Петрова входил на проспект Руставели именно с площади, то Кислярского он встретил где-то около гостинцы "Мариотт".

В 1940 году караван-сарай снесли до основания, оставив только подземелья, которые теперь скрываются где-то подплощадью. От здания остался только один элемент - металлические грифоны. Их почему-то пощадили и перенесли к фасаду горисполкома. Они стоят там до сих пор.

Саму площадь расширили, сделали её центральной площадью города, назвали её Площадь Берия, затем, в 1953 - Площадь Ленина, а в центре поставили памятник Ленина. До сих пор некоторые тбилисцы старшего поколения по инерции называют площадь "ленинской". Сейчас площадь назвали "площадью Свободы", в чем прослеживается некая параллель с киевским Майданом Незалежности. В центре площади с 23 ноября 2006 года стоит столб с Святым Георгием работы Церетели, избыточно мажорный, однако заметный издалека и удобный как ориентир.

Наверное, первое крупное историческое событие на этой площади произошло 26 июня 1907 года, когда группа большевиков во главе с Камо напали здесь на карету Государственного банка (сам банк находится неподалеку на Гудиашвили) и похитили 100 000 рублей, которые достались в основном Ленину. Это было знаменитейшее грабление тех лет, а купюры в 500 рублей долго потом ходили по миру - разменять их было практически невозможно, поскольку номера купюр уже забили в базу.

Современность

Площадь находится на стыке трех районов. К югу за мэрией - район Сололаки , на север и запад - Мтацминда , на восток - Старый город . Если стоять спиной к мэрии, то справа будет видно начало . Когда-то в этом месте стояли Коджорские ворота. В наши дни на площади осталось очень мало от её прошлого облика. Из всех зданий уцелело только здание штаба Кавказского корпуса. И грифоны, которые некогда охраняли оперу, теперь охраняют бывшее здание мэрии.

На северной стороне площади находится Парк Пушкина со скамейками и фонтаном. Там любят собираться продавцы книг, а в последнее время сюда зачастили предлагатели частных туров по Грузии. Они подходят к иностранцам и говорят: "Я тебэ такой крепость покажу, какой никто тебе не покажэт!" Здесь же в садике с 2016 года находится домик офиса туристической информации . Он скромнее размерами, чем некогда существовавший в мэрии офис, но работает неплохо и сотрудницы в нем вполне разумные. Там есть бесплатные карты, хотя англоязычные карты разбирают почти сразу и остаются толко грузиноязычные.

Интересно, что когда-то на этом месте находилась могила большевика Тер-Петросяна (Камо), которого в июле 1922 года сбил верейский трамвай. Того самого, что грабил карету банка тут же на площади в 1907.

Угловое с Леселидзе здание уже ничем не примечательно, но долгое время - всю первую половину ХХ века, там стоял домик, построенный Альбертом Зальцманом - тем самым, что построил целых три здания на проспекте Руставели. Потом его снесли. Очень жаль.

Мэрия . Примерно в 1830-х годах здесь, на окране бывших царских садов, стояло полицейское отделение. В 1840-х его перестроили, а в 1878, после победы над Турцией, прошла ещё одна перестройка по проекту Павла Штерна. Штерн создал здание в мавританском стиле, хотя вроде бы победа над Турцией должна была наводить его на иные образы. Башенки тогда не было, она появилась в начале ХХ века.